Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:04 

Альфа и Бета

Обернись. Ты здесь не один.
Сперва немного определений.
Бета (Бета-ридер, иногда gamma, gamma-reader) — имена или ники людей, редактировавших или помогавших редактировать текст автора. При этом Бета редактирует ошибки орфографические, пунктуационные, и т. д., а Гамма редактирует ошибки в сценарии. Википедия.

Бета, Бета-ридер (Beta, Beta-reader) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее. Хогвартснет.

Бета – это, прежде всего, хороший друг, который укажет вам на ваши ошибки и неточности.
Для чего нужны беты?Бета помогает вам посмотреть на ваше творение, так сказать, со стороны. Даже если вы в совершенстве владеете русским языком, вам нужна бета.
Существуют три типа бет:
1) бета по орфографии.
2) бета по пунктуации.
3) бета по стилю.
Беты по орфографии и пунктуации находят в тексте ошибки, не трогая сам текст.
Беты по стилю исправляют стилистические ошибки, находят, так называемые, рояли в кустах.
Но беты ни в коем случае не должны трогать сюжет фанфика.
Поэтому, существует такой тип бет, как Гаммы.
Гаммы как раз помогают автору по сюжету, находят нестыковки (в том числе и с каноном). Источник

Итак, судя по определению Википедии, бета отвечает исключительно за ошибки, Хогвартснет наделяет бету бОльшими полномочиями, а третий источник разделяет бет на четыре категории.
Я не могу говорить за всех, но, как бета с трехлетним стажем, поделюсь личным опытом.
Первой моей альфой, которая остается ей до сих пор, стала моя институтская подруга. Она давно писала рассказы, а я с удовольствием слушала и читала, и в один прекрасный день, узнав про существование бет, предложила ей помощь в вычитке работ. Поначалу я была в растерянности. Я всегда ответственно подхожу к любому делу, а моя грамотность со школьных времен к тому моменту немного ухудшилась. Я плотно засела за выложенные в интернете статьи. Повторяла правила русского языка, читала мануалы для авторов. Параллельно я бетила работы подруги, и с каждой следующей замечала все больше моментов, которые стоило бы исправить. С орфографией у нее было все в порядке, пунктуацию я подправляла, а вот некоторые речевые обороты требовали отдельной работы. И я все больше погружалась в творчество.
Как-то я и сама решила написать фик. Первой пробой был рейтинговый Рон/тетушка Мюриэль, фандом «Гарри Поттер». Отзывы вроде «ну и фантазия» меня вдохновили, к тому же я уже полгода как читала фики с нашего сообщества и была возмущена тем, что только в одном из них Картману и Кайлу был дан абсолютный хэппи-энд. И я решила писать сама. Результат вам известен.
Через тринадцать дней моего пребывания в сообществе к нам пришла Вера. Прочитав ее фик, я поняла – я хочу, чтобы она стала моей альфой. Я обратилась к ней, и она согласилась. Теперь у меня оказалось две альфы, и работы прибавилось, но это приятный труд, он помогает совершенствовать свое писательское мастерство.
Мне очень повезло с альфами. Они позволяют делать мне со своими фиками решительно все. Грамматику я исправляю, даже не спрашивая, логические моменты выделяю в тексте и отсылаю альфам, или, в случае Веры, работаю с ней в он-лайн режиме. И то, уточняю, что она имела в виду, и или прошу дописать, или делаю это за нее.
Я не считаю себя превосходной бетой. Я невнимательная и частенько пропускаю какие-то моменты, а потом пишу альфе и сообщаю, что уже выложенный текст придется в паре мест править - вдруг нашлись пропущенные запятые. Но у меня есть чутье на смысловую ценность текста, и ее я передаю без изменений. То есть не переделываю фики под себя, а шлифую их.
Тем людям, которые не работали с альфами или бетами вплотную, трудно понять, как важно, чтобы они подходили друг другу. Альфы и беты обычно становятся хорошими друзьями, поэтому следует изначально присмотреться к человеку, а потому уже решать работать с ним. Тут помогут или дружба, или чутье, что это – твоя альфа.
Существуют и беты на один-два фика. Я и сама работала в таком режиме, и могу сказать, что не хотела бы для себя такого. Временная бета выполняет строго свою работу, максимум может указать автору на его постоянные ошибки. Он с ней не совершенствуется, а лишь делает свой текст читабельным.
Есть авторы, которые не могут работать с бетами. Например, я сама. Я не хочу допускать постороннего человека в свой внутренний мир и выслушивать критику. Это мое право как автора.
Навязывать автору бету нельзя ни в коем случае. Исключение – неопытные и неумелые авторы, которые почему-то брезгуют Вордом. Но разве нам такие нужны? Их фики неинтересны, и бета им ничего не даст, разве что вычитает ошибки, потратив свое время.
Отсюда следует вывод – мы можем помочь автору, указать, что ему нужна бета, даже удалить повторно выложенный текст с большим количеством ошибок. Но обязывать мы не должны не в коем случае.
Альфа и бета – это не просто автор и корректор. Это люди, которые понимают и чувствуют друг друга. Связь, существующая между ними, может возникнуть только сама собой.

@темы: Жизнь, Саус Парк

URL
Комментарии
2010-10-15 в 19:12 

"Жизнь творчески замечательных людей и то как она формируется" вот что скажу ..да ...

2010-10-15 в 19:13 

Ммм, слэш... Прям как Орбит слэш!
:hlop::hlop::hlop:
Я тебя обожаю! Абсолютно согласно со всем, в особенности с тем, что нельзя обязывать автора на "наличие" беты.

2010-10-15 в 19:14 

Обернись. Ты здесь не один.
ShoklyPraha Да, наверно, познавательно)

URL
2010-10-15 в 19:15 

Обернись. Ты здесь не один.
Батон ГАШ Спасибо за поддержку)

URL
2010-10-15 в 20:48 

Dwarf and proud.
Вау. Прям рассказ с сюжетом, героями и драмой Х))

все у тебя логично и замечательно, но все люди разные, ты указываешь одну версию. Но есть другие авторы, которые отдают на вычитки свои работы другим. Да, конечно, ворд поможет, но он - программа))

он не заменит человека. Мне хорошо, у меня есть бета, ты, но если бы так не случилось, то я предпочла, что бы у меня была бета на один фик, чем вообще ничего.
И ворд не исправит транспорт на транспарант Х))

2010-10-15 в 20:54 

Обернись. Ты здесь не один.
Я к тому, что если автор трепетно относится к подбору беты, он не позволит неизвестно кому заниматься этим делом.
А если автор не против, то он найдет бету. Будет много ошибок и захочет выкладываться - обязательно отыщет.
И ворд не исправит транспорт на транспарант Х)) :buddy:

URL
2010-10-15 в 20:58 

Dwarf and proud.
FairyFoxy
А если автор не против, то он найдет бету.
замечательно!! и передним как раз будет список тех, кто ему поможет))

2010-10-15 в 21:29 

Обернись. Ты здесь не один.
Да, но только если он не против.

URL
2010-10-15 в 21:33 

Dwarf and proud.
FairyFoxy
понимаешь, если они уже вызвались, то в общем-то отказаться не имеют особого права, так как автор может сказать - мне отказали все беты, уж извините.
и будет прав, потому что у нас сейчас идет такая политика - беты есть, автор не отмажитесь. Следовательно, если бет - нет, то автор - гуляйте, а это типа не круто.... =_="
в смысле, не логично(

2010-10-15 в 22:16 

Анне-Лийзе
бабки от такого не дохнут
Навязывать автору бету нельзя ни в коем случае. Исключение – неопытные и неумелые авторы, которые почему-то брезгуют Вордом. Но разве нам такие нужны? Их фики неинтересны, и бета им ничего не даст, разве что вычитает ошибки, потратив свое время.
"Золотые твои слова, Виктор Харитонович" )))

2010-10-15 в 22:20 

Обернись. Ты здесь не один.
Что за Покемон?!! А если автор не захочет?
Анне-Лийзе :)

URL
2010-10-15 в 22:54 

Dwarf and proud.
FairyFoxy
то ворд ему в помощь))
в конце концов, если вина не доказана, то ее, типа, и нет.
если автору не докажут, что он с вордом не справляется, то ничего и не произойдет

а если он принципиальный - бион)))

2010-10-15 в 22:55 

magic mushrooms
Всё это хорошо и правильно, только вот сообщество будет очень долго ждать, пока я найду себе бету, с которой сольюсь разумом)) :mosk:

2010-10-15 в 23:01 

Dwarf and proud.
Bastet Seimoore
у тебя в комментариях ее требовали?
по нормальному, с обоснуем и доказательствами?

2010-10-15 в 23:13 

magic mushrooms
эмн... один раз из-за грамматики, но я тогда и правда жуткий переводной фик выставила, и один раз Аталанта трясла меня за шкирку и требовала обоснуй. а так вообще на меня только Фокси наседает и говорит, что я чурка нерусская - нифига грамотно писать не умею.)))

2010-10-15 в 23:16 

Dwarf and proud.
Bastet Seimoore
вот и решай сама, что делать))
не думаю, что тебя будут трогать))

2010-10-15 в 23:19 

Обернись. Ты здесь не один.
Где я тебя таким жутким словом называла? Знала бы ты, кого я им обозначаю, не писала бы такого!
Я говорю, что у тебя в текстах много белорусской лексики.

URL
2010-10-15 в 23:21 

Lokey
magic mushrooms
а что я буду решать - есть очень мало людей, которых я согласна к своим фикам подпустить, один уже занят другими альфами, а остальные эмн... думаю тоже заняты только другими вещами. так что, если будут трогать, придётся помахать соо платочком))

2010-10-15 в 23:23 

magic mushrooms
FairyFoxy я тебя намеренно очерняю, чтоб подразнить :tease2:

2010-10-15 в 23:30 

Обернись. Ты здесь не один.
Bastet Seimoore Никто тебя не тронет.
Вредина)

URL
2010-10-15 в 23:35 

Lokey
magic mushrooms
:heart:

2010-10-15 в 23:37 

мои люди пойдут в бой за шлюхой
Да, и правда познавательно.) Как раз только что подумала, что существуют разные типы бет.
По моему внутреннему ощущению последний абзац скорее относится к соавторству. С бетой в прямом смысле слова (та, что только правит ошибки, которых почему-то не видит Ворд) я все-таки сливаться в акте сверхпонимания не готова.

2010-10-15 в 23:48 

Обернись. Ты здесь не один.
Не скажу, что я соавтор Веры. Просто чувствую, что она хочет сказать миру.
А с гаммой?

URL
2010-10-16 в 00:06 

Vinylacetat
мои люди пойдут в бой за шлюхой
FairyFoxy, нет, за вас с Верой я и не берусь говорить. Я же и подчеркнула специально, что это по моему ощущению.
С гаммой, если ее понимать так, как у тебя в начале текста - да, наверное. Просто у меня такого опыта не было. )

2010-10-19 в 02:55 

~Anteya~
А вот моя бета меня полностью....удовлетворяет-))
Сорри за вмешательство...:smiletxt:

2010-10-19 в 03:39 

Обернись. Ты здесь не один.
Да ничего) Рада за тебя)
:buh:

URL
   

Fairytales

главная